Карта жизни Ивана Шишкина Работы Ивана Шишкина Карта памятных мест Аудио и видео материалы

Иван Иванович Шишкин

На севере диком.

Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Они, как открытая книга, распахивают перед нами всю глубину души, всю уникальность личного авторского мировосприятия. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает свое отдельное и исключительно особое место. Его картины наполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле. Они ненавязчиво, но неотступно захватывают сердце зрителя, помогая ему ощутить подлинную красоту неброской северной природы.

Обладая большим творческим даром, художник Иван Шишкин всю свою наполненную подчас весьма трагическими событиями жизнь оставался верен искусству, постоянно обогащая его мастерски выполненными картинами, этюдами и рисунками, главными темами которых были лес и поле. Регулярные выезды «на натуру», живые впечатления, глубокое приобщение к природе в окрестностях Петербурга и Москвы, на острове Валаам, в других местах нашей родины позволили ему достичь удивительной точности в передаче отдельных деталей. Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность.

С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы. Березы, дубы и сосны на картинах художника переживали все периоды природного возраста от юности до старости и гибели в буреломе.

Иван Иванович стремился передавать природу в момент ее наивысшего расцвета, наполняя полотна летним полуденным солнцем, добиваясь тонального единства и цельности своих картин. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. Излишняя реалистичность также сказывалась на общем настроении пейзажей, частично приглушая их эмоциональный фон, отодвигая на второй план колорит и сужая возможности, предоставляемые живописцу широкой цветовой палитрой.

Именно поэтому талант художника порой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. Предприняв первые попытки гравировки крепкой водкой во время поездки в Цюрих, в дальнейшем Иван Иванович постоянно обращался к технике офорта. Его пейзажные офорты издавались в виде альбомов, что способствовало привлечению значительного внимания поклонников живописи к этому виду изобразительного искусства.

Утро в сосновом лесу.Художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие, находящееся ныне во многих крупнейших музеях мира. Его вклад в развитие национальной культуры России огромен, поскольку сегодня просто невозможно представить российскую живопись без полотен великого «певца русского леса».

В настоящий момент наш сайт находится в процессе небольшой реструктуризации - мы пересмотрели свои взгляды на галерею и обновляем ее.

Предлагаем вам обратить внимание на обновления: дневники и письма Ивана Ивановича.

Мы будем рады вашим замечаниям и предложениям по сайту в Гостевой. Тамже вы можете делиться с другими посетителями сайта редкими интересными материалами о художнике.


Пейзаж с гуляющими. 1869

Буковый лес в Швейцарии.Правый фрагмент.1863(64?)

Буковый лес в Швейцарии.Левый фрагмент.1863(64?)


Также на нашем сайте, для вашего удобства, есть словарь Выберите букву в индексе словаря:
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V  |  W  |  Y  |  Z
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я
, в котором мы собрали основные слова и термины из области искусства. Мы надеемся, он тоже будет полезен вам.


Дома Иван казался дикарем, нелюдимым, постоянно сидел у себя в комнате. Он всегда был недоволен, когда нужно было принимать участие в семейном торжестве или визите. Отец начал посылать его по коммерческим делам, но скоро все убедились, что их "Ваничка" не способен исполнять даже простые поручения; он все путал, его обманывали и обсчитывали самым невозможным образом. Мать он приводил в отчаяние своей непригодностью к делу и она… Чтобы не сердить мать Иван Иванович рисовал тихонько, по ночам, с сальной свечкой, и иногда так увлекался, что однажды, в 1850 г., срисовывая глаза из отцовской книги с рисунками частей лица, он не мог понять, почему ему было так жарко, и только обратив внимание на красный свет, разлитый в комнате, бросился к окну и, отдернув занавеску, увидал, что дом … В августе 1852 г. Иван Иванович поступил в Училище. Большинство учеников были люди, не получившие никакого образования; пьянство было ужасное, бедность почти общая, ученики питались главным образом в лавочке, находящейся под Училищем, где Иван Иванович, получавший из дома очень немного, питался иногда по целым неделям хлебом с патокой. В скором времени Шишкин удивил всех… Второй брак Шишкина с молодой красавицей и талантливой художницей, Ольгой Лагодой был чрезвычайно удачен. После свадьбы дом Ивана Ивановича скоро приобрел репутацию самого симпатичного дома. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах. Иван Иванович и сам веселился от души, не подозревая о том, что скоро в его жизни произойдёт новая трагедия… В жизни Ивана Шишкина, этого огромного спокойного богатыря, были очень трагические моменты. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Своё горе он топил в… Дневник Шишкина говорит о нём как о чудесном и непосредственном человеке, позитивно воспринимающем жизнь. Интересны его заграничные записки: «Были у Коллара; как взошли, сейчас заговорил по-русски, говорит очень хорошо, и человек прекраснейший, милый; до него были в монастыре, хотели слышать орган, но он издавал последние скрипящие и кричащие ноты; внутренность собора безвкусна.» Как поэт, владеющий даром слова, пишет Шишкин о… Помню, однажды меня застигла в лесу гроза. Сначала я пыталась укрываться под елями, но тщетно. Скоро холодные струйки потекли по моей спине. Пришлось идти домой под дождем. И тут на дороге, возле дачи, увидела Ивана Ивановича. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело. — Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь? — Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома...
Биография
          "Царь леса"
          Аудиобиография
          Жизнь художника (интерактивная)
          Карта памятных мест
          Краткая летопись
Воспоминания и дневник
          Воспоминания
          Дневник
Галереи
          Аудио и видео материалы
          Галерея. 50-е годы
          Галерея. 60-е годы
          Галерея. 70-е годы
          Галерея. 80-е годы
               Галерея. 80-е годы
               Галерея. 80-е годы
          Галерея. 90-е годы
               Галерея. 90-е годы
          Интерактивная галерея
          Пазлы
          Фотографии
О творчестве
          Дерево жизни
          Деятельность в России
          Критические работы
          О трех медведях
          Обучение
          Описание картин
          С. Воложин. Как я сам себя за волосы из болота тащил
          Сложный период
          Творческий подъем
          Шедевры Шишкина
Отзывы
          Обмен ссылками
          Словарь
Переписка
          Письма
               Письма по датам
          Современники о художнике

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.